Выставка «Мир Климата – 2009». День третий.
Высокий темп и насыщенность, заданные вчерашним днём, сегодня несколько трансформировались. Количество посетителей по-прежнему находится на уровне прошлого года, народу много, идут презентации и необычайно насыщена научная программа. Однако складывается впечатление, что контакты происходят более вдумчиво, больше запланированных переговоров, меньше тех, кто только что прилетел и ходит просто осматривается.
Каждые 3-4 минуты на стенде АПИК кто-нибудь подписывался на журнал «Мир Климата» (17 человек в час каждый день), резали и гнули металл на линиях по производству жёстких воздуховодов, развевались ленточки, привязанные к работающим вентиляторам, грели и светились инфракрасные обогреватели, открывались и закрывались панели блоков систем кондиционирования, ходили разнообразные рекламные девушки, знакомый по прошлым годам «железный дровосек» «Сигма-Вент» и «снеговики» Nobo… В общем, презентация оборудования и компаний шла своим чередом.
Третий день научного симпозиума был целиком отдан презентациям новинок рынка, обзорам и аналитике. Открыл конференцию доклад генерального директора портала TopClimat.ru Сергея Иванова, рассказавшего об основных направлениях развития климатической техники в новом сезоне.
Изначально стиль работы секции был задан заместителем директора УКЦ АПИК Феликсом Токаревым и директором агентства «Литвинчук Маркетинг» Георгием Литвинчуком как дискуссионный, как живой диалог. Сначала они рассказали о ситуации, которая сложилась на рынке в 2008 году, когда уже стало ясно, что наступил некий кризис (складские остатки превысили 25%) и высказали свои прогнозы по спаду рынка в разных сегментах на 2009 год. Данные расходятся, если по одним предположениям, например, рынок VRF «упадёт» на 50%, то по другим – он окажется наименее пострадавшим и спад не превысит 25%. Что окажется на самом деле – покажет время.
Мнения сходятся в одном: спад будет, и больше всех пострадают мелкие фирмы, а также те лидеры регионов, которые привыкли работать исключительно с крупными объектами. Крупных объектов не будет. «Структура спроса очень сильно поменялась», - говорит Георгий Литвинчук, - «В сегменте бытовых сплит-систем сейчас востребованы дорогие серии. Те, у кого раньше хватало денег на дешёвый сплит, сейчас не смогут вообще купить кондиционер». При этом не ожидают в 2009 году особо жаркого лета, которое могло бы отчасти спасти положение.
Самыми устойчивыми специалисты считают средние компании, в которых квалификация специалистов достаточна для проектирования VRF-систем, грамотного расчёта и учёта реальных потребностей заказчиков.
В дискуссионном режиме, с ответом на вопросы посетителей семинара, день продолжался и далее. О своих новинках рассказали представители крупнейших производителей кондиционеров. Прозвучали доклады о технике Gree (компания «Евроклимат»), выступили представители General Climate, Daikin, LG Electronics, Mitsubishi Electric, Midea, Samsung, Hitachi, Johnson Controls (York), Airwell, Sanyo, Euroheat и Haier. Было рассказано и о новых сериях оборудования, и об изменениях производственной программы, на рынке появились новые модели практически всех производителей, некоторые доработали уже ставшие популярными серии. Gree в 2009 году активно позиционируется не только как поставщик бытовых сплит-систем, ассортимент расширен, теперь поставляется весь спектр техники вплоть до чиллеров.
И все ждут полномасштабного начала сезона. Что будет, какая стратегия является выигрышной, чьи агрессивные действия станут успешными – покажет время. Пока же выставка как рынок в миниатюре продолжает отражать настроения, ожидание и состояние дел.